КАКОЙ МОЖЕТ БЫТЬ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА СЕГОДНЯ
Третья возрастная группа 10 - 12 лет
Сурова Л.В.
Это возраст усвоения понятий, решения задач. У ребенка появилась возможность не только проживать церковное событие, но и понимать его более полно, то есть устанавливать множественные причинно-следственные связи. Развивается любопытствующее сознание. Велик естественнонаучный интерес. Возраст почемучек. Программа этой возрастной группы должна быть интеллектуально нагруженной, можно построить особый догматический курс - Основы Православия (катехизис для отрочества). Сразу же следует сказать, что мы не призываем к заучиванию догматических определений или вопросов и ответов из какого бы то ни было уже имеющегося в нашей Церкви катехизиса. Главные понятия веры должны опираться на все накопленные ребенком знания, на его личный опыт, - пусть он откроет их сам. Как же так? Ведь догматические истины нельзя вывести из наблюдения за жизнью мира. Они есть Откровение Божие, данное Церкви для ясности и крепости веры. С этим нельзя не согласиться. Но нельзя не согласиться и с тем, что принять это Откровение может только живое, вопрошающее сердце. Вот воспитательная цель на этот возрастной период: научить детей правильно вопрошать. Не гасить их любознательности, не стращать гордостью и грехами человеческого мудрования, а воспитывать православное сознание детей, внедрять культуру научного мышления, как его понимает христианство. Как же организовать учебный процесс с такими воспитательными целями? Прежде всего, совершенствуя форму занятий. Какие здесь наибольшие опасности? Скатиться на формальную ка-техизацию и сообщать истины веры как готовые формулы. Это совершенно не годится. Занятие должно обязательно проводиться в форме диалога. То есть нам нужны не репродуктивные формы обучения: услышал - запомнил - повторил, а продуктивные - эвристические. Многие педагоги боятся сократического диалога, как огня. Мол, урок тогда неизвестно, куда идет, класс становится неуправляемым, и темп "прохождения программы" значительно замедляется. Хочется возразить только одно: нужно, чтобы знания не "давались", а "брались". Только по этому показателю усвоения можно судить об эффективности и интенсивности учебного процесса. И тут эвристический, проблемный метод преподавания - сократическая беседа - на первом месте. Ребенок не только начинает думать сам, но и педагога активизирует, побуждает к творческим поискам и открытиям. Но почему мы так настойчиво рекомендуем в этом возрасте активные формы занятий? Дело в том, что дореволюционная православная традиция преподавания в большинстве случаев несла в себе элемент схоластики. То есть как раз заучивания, даже задалбливания церковных установлении. И сейчас, возрождая массовую православную школу после долгого перерыва, мы на эту традицию невольно натолкнулись, так что необходимо ее критически осмыслить и не повторять старых ошибок. А теперь непосредственно о понятиях, на которых, как нам кажется, необходимо заострить внимание детей в этом возрасте. Как и раньше, в занятиях можно двигаться по богослужебному годичному кругу, но рассказывать о праздниках следует уже по-другому. Теперь нужно не только указать сам факт, положенный в основу празднования, но выявить его догматическое основание, связать с главным исповеданием веры, выделить кристаллы, зерна строгих церковных определений, которые в нем находят отражение. Как это лучше всего делать? Через толкование Евангелия. В начале каждого месяца можно провести занятие по ближайшим праздникам, восстановить в памяти сами события, их наиболее распространенное понимание. А затем на занятиях будем читать Евангельские отрывки и задавать себе вопросы: о чем здесь говорится? что является самым главным и проясняет духовный и догматический смысл события? То есть от Евангелия через разрастающиеся и уточняющиеся вопросы движемся в сторону катехизиса, и наконец, можем дать одно из определений веры. Следующий шаг - спрашиваем, а где еще в Библии или в Священном Предании мы видим действие этого же определения. Необходимо указать, что Библейские определения Бога, мира и человека - суть законы, а не частные описания. Вот мы и движемся вместе с группой от конкретного описания, к понятию, а затем к тому, как это понятие еще раз подтверждается Священным Преданием и всей жизнью Церкви. Например, Праздник Троицы - Сошествие Святого Духа на апостолов. Не забудем, что-то дети уже об этом празднике знают. Даем догматическое определение Третьего Лица Пресвятой Троицы, говорим о Триединстве Божием, о новом этапе в духовной жизни человечества, начавшемся с пришествием Святого Духа. Можем рассказать об исихастах, которые в опыте познали действие Святого Духа и смогли осмыслить его с новой глубиной. Затем преподобный Серафим: смысл жизни - стяжание Духа Святого. Вот мы уже оказались в сегодняшнем дне и получили толчок не только к размышлению, но и к собственному деланию. Конечно, можно по усмотрению учителя давать больше внутрибиблейских и святоотеческих толкований, но желательно все-таки сначала искать ответ самим, а потом уже поставить догматическую и каноническую "печать определения". Но нет ли в повторном изучении праздников по церковному кругу ошибки, ведь материал детям уже известен? Ничуть. Это намеренный, педагогически необходимый повтор. Ребенок уже знает какие-то факты Священного Писания. Они ему, может быть, уже не так интересны. Мы же приучаем его известное рассматривать как неизвестное, открываем глубину уже знаемого, показываем, что познание Священного события безгранично и имеет для нас в сегодняшней жизни реальное значение. При этом учим культуре мышления, строгости вопросов. Этот этап в становлении сознания во многом определит дальнейшую жизнь ребенка. Если он научится углублять уже полученные знания - это будет очень значительным достижением. Христианин в жизни многократно возвращается к одним и тем же, на первый взгляд одинаковым вещам: к одинаковым словам молитвы, к чтению Евангелия, к ежегодному проживанию священных праздников. Духовная жизнь порой требует некоторого внешнего однообразия. Поэтому надо готовить детей к тому, чтобы они не искали развлечений, не старались разнообразить жизнь новыми фактами, но в одном и том же умели находить большую и большую глубину и смысл. Какие же сущностные жизненные понятия необходимо рассмотреть и усвоить в возрасте 10 - 12 лет? Те, которые вытекают из уже известных событий Священной истории, а именно: - Бог (пытаемся осмыслить сам факт существования Бога, даем понятие Божественного бытия); - Творение (здесь у нас возникает целая неизведанная ранее область - апологетика, т.е. свидетельства науки, подтверждающие Священную Историю); - Заповедь свободы, ее нарушение и зарождение зла (ангельский мир, рассказ об отпадении Денницы); - Грехопадение (библейское притчевое повествование и его духовный смысл); - Природа человека до и после грехопадения (антропология); - Закон (Десять заповедей Моисея, их смысл и значение для жизни человека); - Пророки (понятие призвания в ветхозаветные "и "в новозаветные времена); - Спаситель (Иисус Христос - Спаситель мира); - Церковь (понятие народа Божия, собрания святых); - Священное Предание и Священное Писание (отношение Священного Писания и Священного Предания; Предание как форма творческого бытия Церкви. Состав Церковного Предания: Таинства, Литургическое предание, Священное Писание, догматическая и каноническая жизнь Церкви, деяния Святых Соборов, Творения св. отцов Церкви, жития святых, общинная жизнь Церкви, церковное искусство: храмы, иконы, облачения и т.д.). Вот примерный список начальных догматических понятий, который может служить основой исторической катехизационной программы в 10 - 12-летнем возрасте. Педагог может расширить этот список, но не забудем, что и в этом возрасте дети не в состоянии усвоить слишком много дробных образов и понятий. Нужно, чтобы возникло чувство разумной преемственности эпох и событий, но не утратилось чувство целого, т.е. союза Бога и человека на протяжении всех веков истории. А теперь уточним, каково же место апологетики в нашей программе? Апологетику не следует в этом возрасте выделять в особый предмет, но она вполне может стать естественнонаучным комментарием к событиям Священной Истории и догматическим определениям. Как оживят занятия апологетические беседы о днях Творения, о грехопадении, о происхождении зла, о Великом потопе и гибели Содома и Гоморры. Но не забудем, что здесь педагогу придется знакомиться с новейшими исследованиями различных наук: библеистики, герменевтики, археологии. Мы не сможем обойтись только святоотеческими творениями. Апологетика - наука, и она не может родить веры, но она создает простор для мысли. По словам уже цитируемого нами священника о. Глеба Каледы, апологетика убирает камни преткновения на пути человека к Богу. Она же будет мостиком, соединяющим Библейское Откровение со школьными предметами: с математикой, физикой, химией, биологией, а также с литературой и историей. То есть в ребенке постепенно будет выстраиваться целостная картина мира, гармонично сопрягающая все знания, обретенные человечеством. Педагог воскресной школы непременно должен быть хорошо знаком со школьной программой этого возраста и интересоваться, что дети сейчас проходят? Но надо помнить, что его дело - не исправлять учителей общеобразовательной школы, но дополнять и уточнять их. Поставив перед собой задачи христианского воспитания, воскресная школа, тем самым, оставляет за собой право на последнее слово. Серьезных обобщений в сознании ребенка этого возраста еще нет. Хорошо, если ненавязчиво, но вполне определенно они будут исходить от православного учителя, а стало быть, глубинно - от Церкви. Нужно будет показать, что на многие глобальные жизненные вопросы у Церкви есть глубокие серьезные ответы: не рецепты, как поступить в том или ином случае, а многовековой духовный опыт осознания бытия в свете Божественного Откровения. Этот опыт может служить опорой каждому человеку. Но трудность заключается здесь в том, что никакое уже приобретенное знание ребенка мы не можем считать несуществующим. Учителю придется прежде выявить все, что знает его ученик по тем или иным сущностным вопросам жизни и веры, а затем уже уточнять, корректировать, "вправлять" эти, уже ставшие родными для него знания в точное православное миропонимание. Процесс этот очень сложный и, безусловно, болезненный для самолюбия ученика. От учителя здесь требуются не только безупречное знание предмета, но и такт, деликатность, терпимость. Хорошо и даже необходимо было бы устроить в течение года несколько встреч с православными педагогами-предметниками. Специалисты по химии, физике, биологии познакомят детей со служением ученого в Церкви (Паскаль, Вернадский, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и др.). Наука как вид деятельности должна быть правильно понята ребенком, необходимо указать ее смысл и место в общей созидательной деятельности человечества, по возможности снять мнимые противоречия веры и знания. В заключение - о главном. Полноту церковной жизни человек познает только в совокупности всех своих ощущений, мыслей и переживаний. Но сколько бы мы его ни просвещали в школьных занятиях, истинно просвещает лишь Таинство. Поэтому необходимо в возрасте уяснения понятий привить понятие тайны как действия, не открытого для человеческого ума. Как это сделать? Изучаем богослужение, то есть прибавляем к имеющемуся знанию, новые сведения и параллельно разбираем и объясняем на протяжении года все семь христианских Таинств. Необходимо разделить понятие таинства и священнодействия. И, конечно же, очень кратко, блоками даем схемы чинопоследований. Не забудем, что перед нами "почемучки", надо дать им возможность понять четкий смысл, высокую художественность и композиционную стройность наших православных чинопоследований. Необходимо также деликатно разделить таинство и обряд, указать символический смысл обрядовых действий, которые сопровождают таинства. Почти всегда нужно давать пояснения к церковнославянским текстам молитв, так как в этом языке для русского уха много "обманок", то есть мнимых поиятностей. В этом возрасте учитель должен научить ребенка правильно готовиться к исповеди. Это, пожалуй, самое важное для духовной жизни отрочества. Как готовим к исповеди? Здесь, нам кажется, учителю необходимо непреложно выполнять несколько правил, а именно: - Никогда не спрашивать о грехах детей! - Не заставлять каяться публично! - Не обещать благ после исповеди! Что же можно? Разбирать возможные отступления от 10 Заповедей и Заповедей блаженства, вести беседы о самих понятиях греха и сокрушения. Примеры берем из жизни, не касаясь никого из присутствующих. А что делать, если дети сами начнут исповедоваться учителю? Останавливать, мягко, но останавливать со словами, что ты все это скажешь священнику на исповеди, именно он уполномочен в миг таинства засвидетельствовать твои слова перед Богом. Нужно воспитывать доверие не просто к теплой беседе, а к Таинству. Будем помнить, что Таинство исповеди ничем нельзя подменять. Но не забудем, что опыт исповедания придет к ребенку не сразу. Сейчас важно, чтобы он не приспособился к исповеди, а учился испытывать стыд, а не смущение, и желал бы очиститься от дурного в себе, от греха. Несколько слов о трудовой деятельности этой возрастной группы. Потребность в ней огромная. Это уже должны быть не уроки рукоделия, а скорее совместный труд (шефство в больнице, в инвалидном доме, приюте, работы в монастыре, в храме). Но вряд ли стоит ограничивать дела милосердия кругом внутрицерковных нужд. Если удастся организовать выездное "внешнее" служение, к трудам физическим можно прибавить и труды миссионерские. Речь идет конечно о небольших выступлениях среди нецерковных маленьких детей, рассказах о жизни любимых святых, о церковных праздниках и т. д. Мы знаем, что просветительская, миссионерская деятельность заставляет людей уточнять и глубоко осмысливать собственные представления о Церкви, она есть своеобразная форма обучения, поэтому нашим детям "малая миссионерская деятельность" была бы очень полезна, часто именно она по-настоящему открывает врата сердца для веры.
Статья книги:
Сурова Л.В. Православная школа сегодня.
Владимирская Епархия. 1996 |