КАКОЙ МОЖЕТ БЫТЬ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА СЕГОДНЯ
Вторая возрастная группа 7 - 9 лет
Сурова Л.В.
Это возраст радования бытию. Дети в это время живут не одну, а несколько жизней сразу: свою и героев сказок, житий, фильмов.
Главная возрастная особенность: стремление к подражанию, к максимально полному проживанию событий. Мальчики загораются подвигом. Одновременно с этим просыпается чувство времени: тогда - сейчас - в будущем.
Учитывая это, можно строить календарную бытийную программу "Мир и Бог". С одной стороны, выделяем исторический аспект, то есть различные особенности жизни того или иного времени: природа, этнография, быт, нравы. С другой стороны, вечная драма жизни души, конкретные человеческие судьбы.
В этот период детям просто необходимы героические образцы для подражания, потенциальные объекты их живой любви. Если правильно построить программу, можно поистине "зажечь" ребят подвигом святости, привить такую меру благоговения, которая не иссякнет с годами.
Программы для мальчиков и девочек в этот период должны немного отличаться, т.к. женское и мужское служение различны и требуют каждое своих знаний и навыков. Но совсем разделять группы не следует, можно просто провести несколько раздельных специальных занятий для тех и других на основе житий.
Программу этой возрастной группы хорошо начинать с понятия времени. Делаем вертикальную "ленту времени". Помечаем на ней в середине Рождество Христово. Вверх и вниз от Рождества Христова будем отмечать Библейские события и факты Священного Предания. Кроме того, делаем большой годовой круг с месяцами, где будем отмечать церковные праздники.
Программа должна пластично соединять календарный год и Священную Историю. Например, в начале каждого месяца проводим занятие по предстоящим праздникам: икона, событие, герои, духовный смысл, отражение в Богослужении. Затем делаем проекцию из этого праздника в Историю Церкви - находим нужное нам житие, углубляющее само усвоение праздника. А затем, так как всегда всплывает понятие греха и борьбы с ним, переходим к началу Творения, к факту грехопадения и вспоминаем долгий путь человечества ко Христу.
Ветхозаветные события представляем цепью локальных эпизодов: бытийный исторический факт, его духовный смысл и преобразовательное значение. Из Ветхого Завета необходимы пока только "узлы": Творение (кратко, не по дням), человек, грехопадение, обетование Спасителя, изменившаяся природа человека и бытие после грехопадения. И далее - путь ко Христу: Ной - послушание Богу; Авраам - вера в Бога; Моисей - закон; Давид - царство; Соломон - храм; пророки - поддержание связи с Богом; предсказания о Мессии.
Какие ветхозаветные эпизоды выбираем? Героические, а не символические и не аллегорические. Не забудем, что чувство совести у нашего ребенка новозаветное и многие поступки ветхозаветных героев ему могут показаться странными или "плохими". Бережем его от недоумении. Эпизод из Ветхого Завета должен быть таким, чтобы сердце ребенка могло его принять. Тогда он сможет разумом осознать все, что доступно для его возраста.
Из необходимых житийных эпизодов нужны: строительство ковчега Ноем; Моисей, с сияющим лицом сходящий с Синая, несущий Скрижали Закона; Давид, говорящий с Богом песнями - рождение Псалтири; молитва Соломона при освящении Храма; пророк Илья - "ревность по Бозе", служение; пророк Исайя - пророчества о Мессии, гл. 52, кроме того, гл. 6 - призвание на служение; пророк Даниил - пророчество о семидесяти седминах, гл. 9, а также рассказ о трех отроках в огненной пещи - бесстрашие и чудо веры.
Остальные исторические ветхозаветные эпизоды выбираем по желанию и возможностям учителя, но ни в коем случае не стремимся к последовательному полному описанию событий. Обычно в таких случаях происходит "завязание" в материале, отрыв от реальности сегодняшней жизни, и у детей возникает отношение к Священной Истории, как к еще одной интересной сказке, которую они теперь знают. Этого нельзя допускать, необходимо постоянное "связывание" событий Ветхого Завета с Новым Заветом и с нашей сегодняшней жизнью.
Что же касается истории святости, то жития, которые мы будем читать, тоже надо отбирать очень внимательно и педагогично, то есть, учитывая возрастные психологические особенности ребенка.
Вот возможный круг житий: жития праведников, воинов, молитвенников-старцев, святителей, чудотворцев, бессеребренников и т.д. Очень сдержанно рассказываем о мученичестве. В детстве и отрочестве оно может отпугнуть или, наоборот, подтолкнуть неустойчивую психику к срыву.
Непременно надо рассказать о юродстве как о добровольной и вполне разумной форме отхода от благочестивой мирской жизни, так как в глазах мира юродство имеет нечто общее с шутовством и психической неполноценностью.
Постепенно начинаем прививать и понятие аскезы, крестоношения как подвига ради Христа (Кн. Владимир - княжение как крест).
9 лет - возраст исторического рассказа. Поэтому часто возникает искушение преподносить все знания полно и в строго хронологической последовательности. Это ошибочное решение, так как в этом случае мы оказываемся просто в плену у самого материала. Ребенок увлекается, он полностью может погрузиться в новую историческую среду, где встретится с необычными нравами и законами. Он будет жить чужим бытием, вовсе не связывая его со своим собственным. И чем богаче, полнее и последовательнее будет этот исторический материал, тем дальше он может отстоять от сегодняшней жизни ребенка, от его насущных проблем.
Как же с этим бороться? Прежде всего не создавать стройных и замкнутых в своей исторической линейности и полноте курсов. Душа ребенка еще не нуждается в системной полноте знаний, для нее полезней, чтобы он усваивал все не последовательно, а ассоциативно, связуя новое, которое ему предлагают, с уже знаемым, личным и родным. Эпизоды из Священной Истории и истории Церкви должны выбираться по такому признаку, чтобы они могли раствориться в сегодняшнем нашем ребенке, стать, духовной пищей для его растущей и все более осознающей и творящей себя души.
В этом же возрасте, идя по церковному календарному кругу, можно начать приучение детей к молитве. Но будем помнить, что ошибки и поспешности в этой области могут привести к настоящей духовной драме. Самое важное делание христианина есть созидание себя в молитве, поэтому в первую очередь стремимся не навредить!
Вообще-то разговор о молитве возникает сам собой, как только мы начинаем касаться конкретных эпизодов из Священной истории, жизни библейских героев, а также святых Новозаветной Церкви. Так, рассказ об Иоанне Златоусте может привести за собой разбор его молитвы на каждый час.
Обучение личной молитве начинается медленно, исподволь: возможны слайды с молитвами, совместное чтение "единым сердцем и едиными усты". Но главное - не торопиться! Пусть сердце ребенка ищет путь к Богу, как тропу из темного леса домой, тогда и молитва у него пойдет.
Личный опыт молитвы открывает перед ребенком высоту и силу нашего богослужения. Начальные понятия о богослужении должны опираться на эпизоды Священного Писания. Пусть нас не смущает, что они будут несколько фрагментарными. Например, рассказ о строительстве храма Соломона дает возможность сказать несколько слов о ветхозаветном богослужении. Читаем молитву Соломона на освящение храма, говорим об историческом преемстве богослужебной традиции. Если можем, кратко показываем, что из богослужебной практики Ветхозаветной Церкви перешло в Новозаветную.
Затем, на занятии о каком-нибудь церковном празднике знакомим ребят со схемой богослужения. Это должны быть очень простые плакаты: суточный круг богослужения - названия, смысл служб. Говоря о чинопоследовании Литургии, показать основные структурные части Литургии Слова (см. схему № 4), указать время евхаристического канона в Литургии Верных (см. схемы № 5 и № 6).
Обращаем внимание на соборное действие молитвы в храме. И ни в коем случае не заставляем заучивать непонятные слова наизусть. Это может привести к магическому отношению к молитве, как к заговору. Предлагаем научиться начальным этапам молитвы, т.е. вниманию, собиранию себя, предстоянию перед Богом. Затем только приходят слова молитвы: молитвы-прошения, молитвы-благодарения, молитвы-покаяния и молитвы-славословия.
Пусть сначала это будут простые безыскусные детские слова родного языка. Молитва - глубинное действие духа, разумное обращение к Богу, она должна созреть как плод Души. Посредником между духом человека и Богом вначале, как мы уже говорили, может выступать только родной язык, за исключением редчайших, чудесных случаев мистической одаренности детей.
После же того, как мы указали главный стержень молитвы, внутреннее внимание и сосредоточение, и научились молитвенному обращению к Богу, можем обратиться к текстам самых известных церковных молитв. На слайдах даем текст коротких молитв или нескольких отдельных прошений, чтобы сначала объяснить смысл, вразумить сердце учащихся и дать возможность осознать молитву.
В этом возрасте церковнославянскую грамоту лучше упростить до конкретного комментария знаков и слов, и только когда язык уже будет фонетически усвоен, тогда можно предложить несколько таблиц: времена глагола в самом обобщенном виде - форма - русский аналог - употребление; краткое и полное причастие и прилагательное; личные местоимения; двойственное число (очень кратко).
Мы уже говорили, что не следует прививать детям магического отношения к церковнославянскому языку, это может увести их во тьму обрядоверия и неоязычества. Церковнославянский - наше сокровище, достояние нашей духовной культуры. Многие переводы псалмов на этот язык поистине являют собой редчайшие совершеннейшие образцы словесного искусства. Но молитва выше любого слова. Не следует таинственное духовное действие молитвы в нас отождествлять со словами молитвы. Но и пренебрегать словами не станем, ибо они - священные ступени, помогающие нам идти к Богу.
На каких же молитвах строим занятия в этом возрасте? После начального периода собирания внимания надо сразу в одном уроке давать молитву-прошение, молитву-благодарение и молитву-покаяние. Нужно, чтобы дети знали, не "какую молитву, когда надо читать", или, как говорят, "какая от чего помогает", а слушали, что происходит в их сердце - ибо "от избытка сердца говорят уста" (Лк. 6, 45).
Список же необходимых молитв приводить здесь не будем, так как у всех детей совершенно разный языковой уровень. Иногда родители речь ребенка вообще воспринимают как дополнение к его физическому росту и совершенно ее не развивают. Тогда к 7 - 8 годам чувства слова у ребенка еще нет, и практически никакой словесной нагрузки давать будет нельзя, придется различными способами развивать собственную речь ребенка. В таком случае заучивание длинных церковнославянских молитв тем более нежелательно.
Также надо предостеречь педагога и от стремления выучить с детьми какую-нибудь молитву непременно до конца. Гораздо полезнее внимательно разобрать некоторые прошения, молитвенные благодарения или покаянные сокрушения из какой-либо молитвы, которые сегодня будут лучше приняты сердцем ребенка.
Следует указать, что для формирования правильного исторического мышления детям на занятиях воскресной школы необходима добавка мировой истории. Нужно попытаться охватить наше общечеловеческое бытие в его целостности, не довольствоваться общими сообщениями о том, что, где, когда и как происходило. Будем стремиться войти в живой поток времени, ощутить его, почувствовать пульс истории, хотя бы отчасти понять ее религиозный эсхатологический смысл.
Можно предложить программу "узлов" истории отечества от наших дней до древности. Обратная хронология имеет свое педагогическое обоснование, О современных событиях дети уже кое-что знают, так как большинство, к сожалению, помногу и бессистемно слушают радио, смотрят телевизор. Мы же предлагаем им как бы сняться с определенного, но вполне исторически конкретного места и двинуться по основным вехам истории вглубь прошлого, спуститься в таинственный колодец времени.
Помощницей нам здесь опять выступает "лента времени". Отмечаем на ней Ветхозаветный период - до Рождества Христова и Новозаветный - после него. История не прерывается. Ребенок начинает реально чувствовать, что он тоже живет в истории, начинает ощущать, что Предание Церкви творится всегда и везде. Надо отметить, что этот исторический материал требует непременных домашних заданий.
Теперь уточним трудовую и внеурочную деятельность, возможную в этой возрастной группе.
В 7 - 9 лет абсолютно необходим ручной труд. На уроках хорошо строить, лепить, делать крепости из бумаги, воинство из пластилина и т.д. Можно и рисовать, только непременно на больших листах красками, пастелью или толстыми фломастерами, желательно не слишком, ярких цветов.
Не забудем, ребенку необходимо активное действие, только в его живом процессе он творчески развивается и по-настоящему что-то усваивает, то есть приобретает личный опыт. Творческое действие в любом учебном процессе не может без ущерба быть заменено теоретическими дисциплинами, немедленно начнет развиваться детская инфантильность и празднословие. Так что, хотя творческая мастерская и приносит большие хлопоты для любой школы, мы все-таки должны их принять. Иначе кто же научит детей чистоте творческого замысла, кто поведет борьбу с самоутверждением и зазнайством, кто расскажет о возможных искажениях святого пути созидания и художества?
И в заключение, несколько слов о поездках и экскурсиях. Конечно, они необходимы. Но не забудем, что в 7 - 9 лет редко встречается сознательное паломничество, скорее у ребят проявляется тяга к внеурочному общению в пути, на природе, в новом необычном месте.
Куда везем? Недалеко и ненадолго, чтобы они не загрустили по дому и привычному распорядку жизни. И не стараемся сразу нагрузить "духовностью". Рассматриваем мир видимый, ищем в нем следы Божий, и открываем в видимом невидимое. Стараемся заложить привычку не только сообщать что-то друг другу, а беседовать друг с другом, приучаем к культуре диалога.
Статья книги:
Сурова Л.В. Православная школа сегодня.
Владимирская Епархия. 1996
|