Храм Космы и Дамиана римских Храм Космы и Дамиана римских ХРАМ БЕССЕРЕБРЕНИКОВ КОСМЫ И ДАМИАНА РИМСКИХ (В НИИ ОНКОЛОГИИ АМНУ)  


 Меню

 Как нас найти

Нажми для увеличения
Общий план


 Последние новости

* Верую, Господи, помоги моему неверию
* С Праздником Благовещения Пресвятой Богородицы!
* Если вы встретите Христа...
* Быть в Церкви
* Цель поста
* Кто наши близкие
* Господи, почему ты попустил?
* О горчичном зерне
* Все не "как у людей"
* Об интуиции



 Нужна помощь!

Украинская Открытая Ассоциация Организаций, Групп и Лиц, работающих с детьми, страдающими онкозаболеваниями

 Паломнические поездки


Паломнические поездки

Паломнические поездки в Почаев

 Друзья

КРФО



 Пользователю
Регистрация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня  
Забыли пароль?


 
  
 

 

 КАКОЙ МОЖЕТ БЫТЬ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА СЕГОДНЯ
Введение
Сурова Л.В.


     Воскресная школа сегодня - острый вопрос для многих. Почему? Потому что школа, с одной стороны, - плоды наших усилий, а с другой, в ней можно увидеть и наше ближайшее земное будущее. Это наш фронт, наш передний край битвы за человека. Как же идут наши школьные дела? Заглянем в школу, поговорим с педагогами, какие у них сейчас проблемы? 
     "Посоветуйте что-нибудь, ребята на уроке скучают, занимаются своими делами, им почему-то неинтересно..." - "А как вы организуете урок?" - "Да, в основном, пересказываю Священную Историю". - "А какими средствами наглядности или образности пользуетесь?" - "Одним средством - языком..." 
     Или другой диалог. На этот раз с мамой. "Подскажите, как бороться со снобизмом знающего ребенка?" - "Что же он такое знает, что порождает снобизм?" - "Он же ходит в церковную школу, и теперь на многие вопросы может ответить". - "И это приводит его к зазнайству?" - "Похоже, что да". После таких слов невольно задумаешься, что знает этот ребенок о христианстве и о Христе? И знания, в которых он так преуспел, ведут ли и приведут ли его к Христу? 
     Еще один пример. Педагог показывает программу по Закону Божию для младшего и среднего школьного возраста, расписанную по минутам. "Видите ли, это только Ваши планы, Вы не учли реакции детей, Вы не учли, что они пришли из какого-то своего конкретного и полного событий и переживаний мира. Все может получиться не так, как Вы думаете". - "Но я же должна спланировать, как вести урок, вот я оставила несколько минут на вопросы, если они появятся. Иначе я ничего не успею..." Но ведь должны успеть прежде всего дети. Успеть своим сердцем откликнуться на наш зов, успеть понять, куда мы их зовем и двинуться вместе с нами. 
     Конечно, есть и другие диалоги, и другие, радостные, эпизоды. Но, в общем, воскресная школа сегодня болеет. Она оказалась поражена всеми нашими болезнями: в ней, как в увеличивающем зеркале, отразились и общие социальные проблемы страны, и современные внутрицерковные противоречия и нестроения, и частные трудности конкретных приходов [1]. Что такое воскресная школа, каково ее место и значение в нашей жизни - мы еще не поняли. Еще требуется концептуальное осмысление этой новой для нашего времени образовательной структуры. Пока же мы пребываем в эмпирическом пространстве частностей и личных мнений. 
     Но время не ждет. Ситуация с каждым годом осложняется: нравственное здоровье общества под угрозой. Целенаправленные воспитательные программы, которые раньше органично сопровождали весь учебный процесс в общеобразовательных школах, сегодня почти сведены на нет. Школа в воспитательном смысле пущена на самотек, все внимание в основном сосредоточено на обучении. Это грозит неминуемой катастрофой обществу. Вспомним слова Н. И. Пирогова: "Не учивши дитя, можно вырастить круглого невежду; но если его не воспитывать, то оно воспитается собственными средствами. И вся разница будет заключаться в том, что оно может воспитаться дурно тогда, когда могло бы воспитаться разумно и правильно. Словом, от образования некоторого взгляда на вещи, правильного или неправильного, от основания своего рода нравственного кодекса вы его не убережете" [2]
     Мы не имеем права сегодня бездействовать. Если не мы, то кто возьмет на себя необходимые в обществе функции воспитания подрастающего поколения в духе любви и нравственности? Дело христиан - противостоять невежеству и развращению детей и юношества. Поэтому-то мы и считаем, что воскресная школа сегодня должна и реально могла бы стать центром воспитания человека. И это не голословное утверждение. 
     Чуть раньше мы читали у Пирогова, как нашлись никому не известные студенты Университета им. святого князя Владимира и организовали по всей Украине множество воскресных школ, которые в течение нескольких лет были настоящими очагами народного просвещения. "В этом, - как говорит он сам, - была насущная потребность времени" [3]. И мы сегодня тоже должны побороть инерцию, робость, лень и понять, что живая, действенная воскресная церковная школа является насущной необходимостью и для нашего времени. 
     У нас так много сейчас людей, потерявших опору в жизни, "вышибленных из седла", дезориентированных во внутреннем своем мире, - и это люди самых разных возрастов. У них есть уже свои дети, а то и внуки, но они не могут их правильно воспитать, ибо сами оказались смущены, растеряны и хотели бы прежде разобраться в жизни, что есть что? 
     Куда им идти? Кто их выслушает и ответит на многочисленные вопросы? 
     Воскресная школа призвана сегодня стать Христианским народным домом - школой для всех. Нельзя более ограничиваться преподаванием Закона Божия и еще нескольких вероучительных предметов детям. Речь должна сейчас идти не только о правильном научении вере, но, в первую очередь, о научении жизни через веру. Вот первоначальный смысл любого духовного образования. 
     В этой связи можно выделить три педагогические задачи, стоящие перед нами. 
     Первая - это подвести человека к осмыслению онтологических понятий: Бог, мироздание, жизнь. Здесь Церковь должна будет вступить в открытый диалог с человеком, дабы помочь ему обрести целостное мировоззрение, скорректировать уже имеющиеся у него знания, устремить его к истине, показать за видимым мира невидимое Божественное. 
     Вторая задача - познакомить человека с наукой о человеке, чтобы он мог понять, каково его назначение в жизни, его истинное призвание. Не забудем, что каждому предстоит строить свой внутренний мир, учиться жить, то есть возрождать и созидать себя по образу и подобию Божию. На этом этапе христианская Церковь может не только просвещать истинным знанием, но реально вовлекать в христианскую жизнь, учить делам добра и милосердия. Но не забудем, что к добру мало призывать, его нужно показать, самому дать пример исполнения заповеди Божией. 
     И третья задача - это подготовка человека к таинственной молитвенной жизни, к осмыслению личного духовного опыта, то есть опыта общения с Богом. Только это может стать прочной основой настоящей церковной жизни. 
     Мы фактически перечислили задачи духовного воспитания. Но не следует думать, что они должны решаться строго в приведенной нами последовательности. В том-то и дело, что все эти три области духовного ведения должны быть актуализированы для человека на протяжении всего учебно-воспитательного процесса, ничто не должно быть отстранено или забыто. 
     Но может ли воскресная церковная школа взять на себя такие задачи? 
     Конечно, может, только это потребует некоторого изменения привычной модели церковноприходского образования. При широкой воспитательной программе мы не сможем обойтись только предметным обучением, которое сейчас повсеместно возрождается. Анализ учебных планов многих воскресных школ показал, что они действительно в большинстве своем включают в себя начальные богословские дисциплины: введение в Священное Писание, катехизис, основы догматики, литургики и пр. То есть с самого начала мы предлагаем человеку изучать жизнь Церкви, влечем его сразу в самую глубь, к ее центру. С точки зрения христианской антропологии это, по меньшей мере, неоправданная поспешность. "К введению во храм человек должен быть подготовлен подвигом, - читаем мы у кн. Е. Трубецкого, - он не может войти в храм таким, каков он есть, для самодовлеющей плоти в храме нет места" [4]
     В начале церковного пути каждому полезно было бы с точки зрения Евангельского Откровения осмыслить свою личную жизнь. Тут Церковь может как бы выйти навстречу человеку и показать ему его путь в свете своей святости. Это совершенно необходимый этап в обращении - взглянуть на себя со стороны, понять, в чем мы отходим от Христа и Его заповедей, это и рождает желание измениться. 
     Мы должны помнить, что путь ко Христу, истинное воцерковление, каждый начинает именно на своем месте, и это не случайно, а промыслительно. И только уже в процессе церковной жизни, то есть доверительного .длительного диалога человека и Бога, Церковь может начать звать свое чадо вглубь себя, открывать множественные пути Премудрости. Как правило, на этом этапе и сам человек начинает стремиться к более точному знанию Священного Писания, догматики, церковной истории, литургики. Но теперь это становится важным не само по себе, - теперь правильно преподанные церковные науки реально могут служить духовной жизни человека, укреплять его, поддерживать в минуты испытаний. 
     Но какой же должна быть программа такой воскресной школы? И какие формы и методы обучения будут ей соответствовать? 
     Не забудем, что христианская педагогика во всех своих действиях может опираться только на свободную волю человека. В сущности у нас есть одно главное воспитательное средство - диалог, но диалог, понимаемый не как разговор двоих, а как внимание ко всему, что происходит в людях и в мире. Задача педагога и заключается в том, чтобы для каждой возрастной группы организовать свое грамотное действие диалога. 
     Уместно здесь будет привести слова Медынского из его "Трудной книги": "Воспитывать - не значит прочитать лекцию, даже очень интересную и полезную, и думать, что вот проведено мероприятие и дело сделано: все слушатели будут делать, как говорил лектор. Воспитывать - не значит сказать: будь таким, делай так, - и все будут делать так. Ах, если бы можно было внушать идеи "прямой наводкой"! Воспитание значительно более сложный, диалектический процесс..." [5] 
     Далее мы предлагаем наши тезисы к концептуальному проекту современной воскресной школы, как системы непрерывного православного образования. Мы попытались с учетом возрастной педагогики и психологии восприятия поэтапно дифференцировать примерные цели духовного воспитания и частично обосновать способы и возможности их достижения в системе классных занятий современной воскресной школы.


     Примечания
     1.См. Статью "Наши проблемы". Наст. изд. с. 11. 
     2.Пирогов Н. И. Избр. пед. соч. М.,1985, с. 174. 
     3.Пирогов Н. И. Избр. Пед. Соч. М. 1985, с. 76. 
     4.Кн. Трубецкой Е. Умозрение в красках. В книге 'Три очерка о русской иконе". М., ИнфоАрт, 1991, с. 14. 
     5.Медынский Г. А. Собр. соч. в 3-х тт., т. 3, М.: Художественная литература,1981, с. 11. 

 
15.09.11 16:49 by olga